“Знаешь, а я бы смог здесь жить” – сказал Бармаглотик в один из вечеров в Бойсе. Мы с Никой оторопело уставились на него, и я выдавила из себя удивленное “Да?” Он посмотрел на аккуратный каменный дом через дорогу, немного помолчал и ответил: “Да. Когда мне захочется укрыться от большого мира, Бойсе неплохо подойдет.”

“Ты явно к этому уже готовишься, раз стал называть город на местный манер “Бойсе”, а не “Бойзе”, как все американцы” – пошутила я в ответ.

Мы бродили по сонным улицам столицы штата Айдахо, а я все думала над тем, что сказал Бармаглотик. И поняла, что в сущности он прав…

Бойсе – совсем небольшой городок. Численность населения: “все друг друга знают”; в цифрах –  это всего 200 тысяч. Я родилась и выросла в таком городе. Помню, мне это тогда и нравилось, и раздражало одновременно.

В центре столицы картофельного штата чистенько и аккуратно, почти как в Минске – столице моей синеокой родины. Вот только в Бойсе гораздо уютнее. Он такой домашний, словно ты не по незнакомому городу гуляешь, а сидишь на родном диване под пледом-зеброй и смотришь новую серию любимого сериала.

Что посмотреть в Бойсе?

Достопримечательности. Что ж, TripAdvisor и подобные туристические порталы говорят, что они есть. Мы за ними не гнались – они нашли нас сами. Не все конечно, но все-таки.

Бойсе. Арт на улицах города

Капитолий штата Айдахо

Каждое утро нас приветствовал Капитолий штата Айдахо. Наша гостиница была совсем рядом с главным зданием города и мы всегда видели его купол. Он приветствовал нас по утрам, сверкая в лучах солнца, и провожал по вечерам, подмигивая ночной подсветкой. А во время прогулок по городу, мы то и дело встречались с ним лицом к лицу.

Капитолий штата Айдахо. Бойсе

Капитолий штата Айдахо похож на своих собратьев из других штатов. Величественный купол, центральная часть и два крыла, много стройных колонн и, конечно же, копия знаменитого колокола Свободы, в который может позвонить любой прохожий.

Тем не менее Бойсе нашел способ выделить свой Капитолий.

Во-первых, здание обогревается за счет геотермальной воды из источника, который находятся на глубине 900 метров.

До поездки в Айдахо я ничего не слышала о подобных источниках энергии. Однако оказалось, что в Бойсе он широко используется и помогает жителям города экономить приличные суммы на электричестве, особенно в холодное время года

А во-вторых, Капитолий в Бойсе роскошно смотрится на фоне гор!

Самый лучший вид на Капитолий, по нашему скромному мнению, открывается из парка возле старого депо. О нем – чуть ниже.

Бойсе. Вид на город из парка в Старом Депо

В Капитолий штата Айдахо проводят экскурсии, но внутрь можно заглянуть и просто так. Например, чтобы купить на память магниты или картошку в местном сувенирном магазинчике.

Адрес: 700 W Jefferson St, 8th Street, and State Street, Boise, ID 83702

Web-site (с ифноформацией для экскурсий): https://legislature.idaho.gov/capitol/tours/

Старое депо Бойсе

Наша встреча со старым депо Бойсе вряд ли бы состоялась, если бы в наше первое утро в Картофельном штате нам не пришло в голову навестить соседний городок – Айдахо-Сити.

Мы ехали по спящему городу, который кто-то заботливо укрыл одеялом из серых туч, и увидели ее. Невысокую белую башню с ярко-оранжевой черепицей, часами, ажурным балкончиком-аркой и золотистыми буквами “BoiseDepot” на фасаде.

“Старый железнодорожный вокзал” – не сговариваясь сказали мы друг другу. “Там и паровоз есть”, – добавил Бармаглотик. Мы переглянулись и решили, что обязательно сюда заглянем на обратном пути из Айдахо-Сити. Не получилось. К депо Бойсе мы смогли вернуться только на следующий день. И не пожалели.

Здание вокзала напомнило мне старые испанские католические миссии в Калифорнии. Для полноты картины не хватало только пальм. У подножия старого депо есть небольшой парк – сад Плата с вечнозелеными деревьями, клумбами и лужайками, которые облюбовали непоседливые белки, прудом с утками, и дорожками, выложенными вулканическими камнями.

Старое депо Бойсе

Мы с Бармаглотиком по очереди заглянули в музей вокзала. Ника поворчала для порядка на надпись “Домашним животным вход воспрещён”. Гордо гррутнула, что она дикий аляскинский маламут, но все же согласилась не травмировать музейных работников.

Депо Бойсе. Старый паровоз

Позже все вместе поглазели на старый локомотив за оградой. А потом устроились на скамейке в парке Плата и долго смотрели на очертания города вдали. И именно в тот момент я нашла ответ на вопрос, который крутился у меня в голове, пока мы шли сюда – “Почему вчера мы с такой легкостью решили, что вокзал старый?”

Парк Плата в Бойсе

Дело, конечно же, было в необычном для Айдахо архитектурном стиле. Не в старом паровозе и уютном саду. И даже не в том, что днем ранее мы не видели громогласных, торопливых поездов. А в том, что здесь не было той кипучей энергии, какая бывает только в местах на вокзалах, полных людей в ожидании путешествий, дороги домой или на работу. И мы почувствовали это, даже когда просто проезжали мимо. Здесь тишина и умиротворение.

Вид на Бойсе

Немного истории старого вокзала Бойсе…

В 1925 году компания Union Pacific Railroad построила вокзал Бойсе и проложила железнодорожные пути. День открытия депо стал великим для всех жителей города. Ведь до этого все железнодорожные компании обходили столицу Айдахо. Никто не хотел связываться с гористой местностью возле Бойсе: и дорогу сложно строить, и поездам потом двигаться небезопасно. Все составы шли в соседние города, поэтому долгие годы Бойсе был соединен с остальным железнодорожным миром только междугородним поездом Напа-Бойсе. Жители города принимали это близко к сердцу и считали это оскорблением.

Вокзал стал особенным для города еще по одной причине. Удивительный и непривычный для горожан архитектурный стиль вдохновил многих для строительство собственных домов, похожих на депо Бойсе.
В конце прошлого века пассажирские поезда снова перестали ездить в Бойсе. Вообще.
Вокзал закрыли. Отреставрировали. А потом снова открыли в качестве музея и роскошного зала для проведения торжеств.

Больше исторических подробностей можно найти на сайте города Бойсе.

Адрес: 2603 W Eastover Terrace, Boise, ID 83706
В понедельник и воскресение вход в музей – свободный.

Freak Alley Gallery

Стрит-арт галерея Freak Alley Gallery – одно из тех немногих мест, которые были отмечены в моем скромном списке из трех пунктов “Обязательно посмотреть в Бойсе”. Я готова была устроить настоящую охоту за ней, но искать не пришлось. Мы увидели ее в наш самый первый вечер в столице Айдахо, когда как два голодных суслика выбрались в центр города, чтобы отыскать уютный ресторанчик, где и нас покормят, и Нике хотя бы водички нальют.

В темноте мы едва смогли рассмотреть изображения на стенах зданий, но даже то, что мы увидели интриговало до безобразия. При свете дня Freak Alley Gallery заиграла новыми красками, как бы банально это не звучало. Каждая картина – маленькая история ее творца. Реалистичные портреты и пейзажи. Забавные фантазии с комичными героями. Граффити. Абстрактные образы. Разные авторы и стили, уникальные работы и идеи, но все это гармонично сплелось в этой стрит-арт галерее.

• Breaking Boise. Freak Alley Gallery в Бойсе
    Один из главных героев сериала Breaking Bad из Бойсе, поэтому это шоу тут популярно вдвойне

Немного истории…
Все началось в 2002 году, когда Колби Акерс сделал первое изображение у входа в одно из кафе. На этом художник не остановился. Он собрал разрешения у всех владельцев и арендаторов соседних зданий рядом на то, чтобы использовать стены в качестве холстов. Потом Колби нашел единомышленников и каждый из них смог выразить себя.
В 2011 году это место стало галереей и в городских документах.

Картины в Freak Alley Gallery регулярно обновляются. Каждый год в первую субботу августа начинается большая трансформация. В 2018 году 80 художников оставили здесь свой небольшой, но красочный след.

Адрес: пятачок между улицами 8th St., St. 9 St., Bannock St. и Idaho St.

Квартал Басков

Что мы меньше всего ожидали увидеть в столице Картофельного штата, так это искорку культуры народа басков. Баски в свое время массового эмигрировали в страны Латинской Америки и США. Чем их покорил Бойсе так и осталось для меня большой загадкой, как в прочем и то, почему именно в этом городе они основали свой культурный центр.

Квартал Басков совсем небольшой – всего несколько улиц. Он прекрасно вписался в облик города.

Квартал Басков. Бойсе

Домики с черепичными крышами и выбеленными стенами. Яркая зелень и цветы. Изящные чугунные вывески, как те, что мы видели на улицах австрийского Зальцбурга. Небольшой, но уютный рыночек-магазин. Флаги чужой страны. На тротуаре выгравированы ноты и стихи песен народа басков. Очаровательный уголок.

Тут есть музей Басков, куда заглядывают не только туристы, но и пожилые члены общины, чтобы поделиться новостями и перекинуться в “мус” – традиционную баскскую карточную игру. А в старых домах, где когда-то жили первые в Бойсе баски, сейчас можно посмотреть выступления танцоров, послушать концерты или попробовать сыграть в национальную спортивную игру басков – джай алай (jai alai). И, конечно, здесь есть шанс отведать традиционную кухню. Жаль, что мы его упустили. Наша банда заглянула в этот чудный островок европейской культуры в тот день, когда абсолютно все было закрыто. Но если мы еще раз окажемся в Бойсе, то обязательно заглянем в бар Герника, чтобы насладиться их знаменитым говяжьим языком.

Адрес: ул. W Grove St. от S Capitol Blvd до S 6th St.

Старые районы Бойсе

Старые здания Бойсе завлекали нас как сирены древних греков. Мы гуляли по улицам с именами президентов США. Разглядывали фасады домов и резиденций. Веселились, представляя кто там жил раньше и каков был интерьер дома. Тот небольшой квартал был гораздо душевнее, чем излюбленный туристами Old Town Бойсе.

Старый город в Бойсе

Падение Картошки!

В Нью-Йорке мы не смогли посмотреть знаменитый новогодний BallDrop, но зато в Бойсе увидели не менее приятное зрелище после того, как часы пробили “Полночь. 1 января 2019 года”. В столице Айдахо на Новый год своя традиция: падение огромной картошки.

• Potato Drop в Бойсе

Мы попали на юбилейное – 10-е падение. Как все происходило? Возле Капитолия установили башенный кран. Картофелину привязали тросом к стреле крана и под обратный отсчет опускали вниз. Шикарно! А потом начался фейерверк!

А утром 1 января мы познакомились с еще более гигантской картошкой!

Айдахо - картофельный штат

Что еще посмотреть в Бойсе…

Музеи и галерии. Мне особенно понравилась коллекция тракторов в сквере возле Jack’s Urban Meeting Place. Парки, стадион, зоопарк, аквариум, театры. Можно даже на экскурсию в старую тюрьму сходить. Либо сделать как мы и поехать изучать маленькие соседние города и знакомиться с местными горами.

Спасибо за внимание.
А в следующий раз расскажу о вкусных местах Бойсе